Фон:
Текст:
8960
11

21 апреля 2017 в 19:01
8960
11

Что делают самолеты, пока мы на них не летаем?

Каждый раз, когда мы приезжаем в аэропорт, нас и еще тысячи пассажиров уже ждут подготовленные к полету самолеты на перроне, а часто можно наблюдать процесс подготовки прямо из окон терминала. Но от взгляда пассажира скрыты работы по регламентному обслуживанию воздушных судов, которое они регулярно проходят в специализированных компаниях. Одно из таких мест находится в красноярском аэропорту Емельяново. Самолетам тоже нужен отдых и «восстановление сил» для новых полетов. Время таких осмотров регламентировано производителем и зависит от налета часов, либо времени эксплуатации в общем.

Занимается этим инженерно-авиационная служба. В данном случае это компания Норд-Текник, которая обслуживает в основном две авиакомпании «Нордавиа» и «Таймыр» (NordStar). Существует множество форм осмотра: от простых ежедневных Transit или Daily check, для которых не требуется загонять самолет в ангар, до масштабных, которые именуются A-, B-, C-, D-Check. Чем выше буква, тем сложнее регламент. У каждой буквы есть еще и цифра. При выполнении самых тяжелых форм, с самолета снимается все вплоть до кресел и обшивки салона.

Авиатехники снимают навесные узлы и агрегаты для проверки состояния задней стенки топливного бака в консоли крыла ATR42
Авиатехники снимают навесные узлы и агрегаты для проверки состояния задней стенки топливного бака в консоли крыла ATR42

Авиатехник: «Сейчас у нас здесь в ангаре аэропорта Емельяново стоят ATR42-500 и Боинг 737-800 авиакомпании Нордстар (таймыр). Оба борта находятся на регламентном обслуживании, проверяется состояние фюзеляжа, стенок топливного бака и проводятся прочие сопутствующие работы.»


Ангар отапливается, в любую погоду здесь комфортная для работы температура. Это важно, так как ведется разборка/сборка крупных узлов и сложных механизмов с множеством мелких деталей. Так же, как и на перроне, в ангаре есть разметка для воздушных судов (желтые и красные линии), по ним техники и водители тягачей ориентируются при постановке ВС в ангар. Постановка самолетов в ангар проходит под контролем диспетчера руления, ведь это тоже движение по перрону.

ATR42-500 и Boeing 737-800 авиакомпании NordStar на регламентном обслуживании в ангаре аэропорта Красноярска "Емельяново", компания "Норд-Текник"
ATR42-500 и Boeing 737-800 авиакомпании NordStar на регламентном обслуживании в ангаре аэропорта Красноярска "Емельяново", компания "Норд-Текник"


Ангар дает уникальную возможность оказаться в необычном месте относительно самолета. Ракурс «пролетая над самолетом».

Борт огорожен, так как проводятся работы с открытым топливным баком
Борт огорожен, так как проводятся работы с открытым топливным баком

На месте стоянки находится специальный ложемент для снятых крупных элементов фюзеляжа. Рядом деревянный шкаф с полками. На каждой полке отдельно лежит упакованный элемент со всем снятым креплением, болтами и прочим. Его мы разглядим чуть ближе позже. Так сохраняется порядок на площадке.

К слову, на крыле самолета тоже есть своя разметка. Это стрелки для обозначения путей эвакуации пассажиров, и зоны, обведенные черными линиями — это места по которым может ступать нога человека. Критичные места, на которые нельзя наступать логично обозначены надписью No step — не наступать. В месте, где консоль крыла стыкуется с фюзеляжем, расположены посадочные огни.

Разметка на поверхности крыла Boeing737-800
Разметка на поверхности крыла Boeing737-800

Ангар с хорошим искусственным освещением, поэтому некоторые легкие формы обслуживания можно проводить даже ночью. Это удобно для авиакомпании — за ночь проводятся все работы, а к утру самолет уже готов принять пассажиров и выполнить очередной рейс.

Работы по осмотру и неразрушающему контролю Boeing 737-800
Работы по осмотру и неразрушающему контролю Boeing 737-800


Прибор ELOTEST M2 для неразрушающего контроля.
Прибор ELOTEST M2 для неразрушающего контроля.

На воздушных судах проводится неразрушающий контроль целостности фюзеляжа. Такой вид контроля проводится прямо на самолете, без снятия или демонтажа узлов, с помощью специальных магнитных, радиоволновых, оптических и других приборов. Одним словом можно назвать их дефектоскопами. На фото слева прибор Elotest m2 используется для обнаружения трещин и коррозии, сортировки материалов, измерения толщины слоя и электрической проводимости.

Работа авиатехника с прибором неразрушающего контроля Elotest M2 на Boeing 737-800
Работа авиатехника с прибором неразрушающего контроля Elotest M2 на Boeing 737-800

Кроме специальных средств применяется традиционный осмотр невооруженным глазом)

Осмотр стенок центрального топливного бака на Boeing 737-800
Осмотр стенок центрального топливного бака на Boeing 737-800

Кресло второго пилота Boeing 737-800
Кресло второго пилота Boeing 737-800


Работы проводятся и в салоне самолета. У каждого самолета есть своя книга учета технических особенностей. В нее пилоты могут писать свои замечания по работе систем или просто попросить заменить где-либо лампочку. Так взаимодействуют техники и пилоты и своевременно обеспечивается безопасность полетов. Во время работ при необходимости демонтируются некоторые элементы салона.

Можно, например, рассмотреть кресло пилота во всю величину. Само кресло выполнено из металлических элементов, скрепленных между собой клепками, имеет достаточное количество регулировок. Обшивка кресла так же снимается, о чем гласят красные надписи по периметру спинки. Вообще в авиации все принято подписывать: что, для чего, куда тянуть и к чему это приведет.





Все, что снимается с самолета, куда-то надо складывать так, чтобы не потерять ни одного болтика. Для этого рядом с бортом ставится специальный шкаф с секторами. Элементы выкладываются на полку, вешается бирка, а в мешочек к нему упаковывается все болты/шайбы/прочее для крепления. Никакого хаоса, только порядок.

Полка для хранения снятых с воздушного судна узлов и элементов
Полка для хранения снятых с воздушного судна узлов и элементов

На ATR42-500 для осмотра задней стенки топливного бака необходимо демонтировать закрылки и элероны. Для удобства работ техники пользуются стремянками.

Работа авиатехников на обслуживании самолета ATR42-500. Снятие элементов крыла для осмотра задней стенки топливного бака
Работа авиатехников на обслуживании самолета ATR42-500. Снятие элементов крыла для осмотра задней стенки топливного бака

Такие же работы ведутся и с другой стороной крыла

Подготовка к демонтажу закрылка и элеронов на ATR42-500
Подготовка к демонтажу закрылка и элеронов на ATR42-500

Наличие стремянок вокруг самолета позволяет взглянуть на него с непривычного пассажиру взгляда. Красивые летающие машины. На заднем плане тот самый шкаф для хранения

Винт ATR42-500. Желтыми  маркерами обозначен установленный шаг винта. На разных стадиях полета (руление/взлет/набор/горизонтальный полет/снижение/посадка/торможение) угол положения лопастей меняется.
Винт ATR42-500. Желтыми маркерами обозначен установленный шаг винта. На разных стадиях полета (руление/взлет/набор/горизонтальный полет/снижение/посадка/торможение) угол положения лопастей меняется.


Что делают самолеты, пока мы на них не летаем?

На ATR42 в этот раз салон не трогают. Можно пройтись и почувствовать себя пассажиром. Салон для небольшого самолета очень комфортный, достаточно высокий потолок и высокие спинки сидений. Вместительные багажные полки. Компоновка в салоне ATR42-500 выполнена по схеме 2+2. Если вы вдруг собираетесь лететь на ATR42 и хотите оказаться прямо в плоскости вращения винта, регистрируйтесь на втором ряду. А если на ATR72, то берите пятый ряд.

Салон самолета ATR 42-500 авиакомпании NordStar.
Салон самолета ATR 42-500 авиакомпании NordStar.

Кабина хоть и открыта, но и здесь чувствуется присутствие технического персонала. На штурвале висит бирка «Внимание! Не перемещать — опасно!» Штурвал соединен с элеронами, на которых сейчас как раз ведутся работы. Поэтому только смотрим и не перемещаем)

Кабина самолета ATR 42-500
Кабина самолета ATR 42-500



Что делают самолеты, пока мы на них не летаем?

Снаружи фюзеляжа на самолете установлены навигационные и радиоантенны. Их снятие и установка также входит в проводимый регламент. Необходимо для проверки на наличие коррозии. Чтобы демонтировать обтекатель антенны, сначала убирается герметик. После осмотра и проверки антенна устанавливается на место и вновь место стыка обрабатывается специальным герметиком.



Такие же процедуры проводят и с антеннами, расположенными снизу фюзеляжа.

Демонтаж антенн для проверки фюзеляжа ATR42-500 на наличие коррозии
Демонтаж антенн для проверки фюзеляжа ATR42-500 на наличие коррозии

Работа у ребят ответственная и не терпит бездумной спешки. Каждый узел и агрегат не остается без внимания. Иной раз лучше себя перепроверить, для этого всегда под рукой техническая документация.

Авиатехник изучает документацию
Авиатехник изучает документацию

Напоследок немного «пейзажей» из ангара. В помещении самолеты особенно неотразимы.

Boeing 737-800
Boeing 737-800

Boeing737-800
Boeing737-800


ATR42-500
ATR42-500

Boeing-737-800
Boeing-737-800

Boeing 737-800
Boeing 737-800

Boeing 737-800
Boeing 737-800

ATR42-500
ATR42-500

Шаг за шагом, форма подойдет к концу и самолеты вновь встанут на перрон, чтобы принять на борт пассажиров. Спасибо компании Норд-Текник и NordStar за предоставленную возможность узнать больше об обслуживании самолетов.

Спасибо читателю, что добрался до конца и немного познакомился с работой авиатехников.)

До встречи!

Авиатехники на фоне самолета ATR42-500
Авиатехники на фоне самолета ATR42-500


Мишка Квакин
да, наш аэропорт отличный. хорошо обслуживают воздушные суда.
21 апреля 2017 в 19:03
2

Николай Дроздов
Вот это было реально интересно!
03 мая 2017 в 17:40

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!